Душа и тело человека составляют неразрывное единство. И поэтому психологическое неблагополучие нередко становится причиной телесных недугов, а телесные нарушения оказывают влияние на психику. В современной чрезвычайно интенсивной жизни у человека появилось множество психосоматических расстройств, которые можно устранить, лишь понимая телесный «язык» его психики.
Психосоматическим расстройством называют определенную группу симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдания и препятствуют личностному функционированию.
Конечно, разделять в человеке тело и душу можно лишь условно. Соответственно и болезни делят на телесные и душевные искусственно. Выделяют психосоматические болезни , они составляют «святую семерку»: эссенциальная гипертония и ИБС, тиреотоксикоз, нейродермит, ревматоидный артрит, бронхиальная астма, неспецифический язвенный колит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет. На ранней стадии развития этих болезней и при их ситуационном обострении главную роль играет психический фактор и поэтому наряду с лечением важную роль играет психотерапия.
О большой выраженности психического фактора говорит совокупность следующих признаков:
1. заболевание начинается после психологической травмы
2. симптомы реагируют на жизненную ситуацию, усиливаются в трудных обстоятельствах и ослабевают в благополучных, внезапно появляются и внезапно исчезают
3. симптомы быстро сменяют друг друга, меняется место проявления страдания ( например блуждающие боли)
4. при функциональном обследовании (ЭКГ, ЭЭГ, КТ, анализы) не выявляется достоверных отклонений от нормы
5. медикаментозное лечение (в том числе у разных специалистов) не дает эффекта
Основные психологические источники психосоматических заболеваний:
1. внутренний конфликт сознательной бессознательной частей личности
2. мотивация по типу условной выгоды симптома для пациента
3. эффект внушения (др. лицом)
4. элементы «органической речи», которая физически воплощается буквально ( «у меня сердце за него болит», « я задыхаюсь в этой атмосфере»)
5. идентификация, стремление быть похожим на кого-то (имитация др. личности)
6. самонаказание, когда человек, на его взгляд, совершил какой-то неблаговидный поступок, бессознательно наказывает себя
7. травматический опыт прошлого — как правило, раннего периода детства
8. алекситимия ( не способность осознавать и описывать эмоции)
Так, что же приводит человека к затянувшимся конфликтам – внутренним или внешним, а часто и тем и другим? Что выступает в качестве силы, мотивирующей человека на какие-либо изменения, развитие ? Человек наделен свободой воли, он выбирает свое поведение, и хорошо, когда осознано и ответственно. Что же лежит в основе его выбора? Этим «мостом», который движет жизнью, являются ПОТРЕБНОСТИ. Их бесчисленное количество; все они в принципе могут осознаваться. Потребности направлены на поддержание гомеостаза в окружающей среде (самосохранение) и рост. На их основе строится выбор поведения, направленного не на борьбу с ними, но на их удовлетворение. Итак, человеческое поведение зависит от собственного осознанного выбора.
Существуют потребности, направленные на выживание человека, как организма – витальные потребности. К их числу относят голод, жажду, секс, http://www.phpaide.com/?langue=fr&id=5 потребность в упражнении ( мышечном напряжении), в комфорте (отдыхе, сне). Вокруг них редко организуются психологические конфликты. К витальным потребностям примыкает группа потребностей «безопасности»: защита от боли, страха, гнева, неустроенности. Следующая группа потребностей направлена на выживание человека среди людей; это потребности в социальных связях. В нее же входят потребности в принадлежности (социальном присоединении и идентификации), в любви, надежности. Родственной является группа потребностей в «самоуважении»: потребности в движении, признании, одобрении. Зачастую именно потребности двух последних групп (по классификации А.Маслоу,1968г.) мотивируют поведение и являются его субъективным критерием – в виде стремления к чему-то, жажды, желания, ощущения нехватки. Маслоу определяет их как потребности дефицита, проводя прямую параллель между степенью их удовлетворения и здоровьем.
К какой бы группе потребности ни относились, человек не может удовлетворить несколько потребностей сразу. В норме человек способен выбирать, какой из своих потребностей в каждый данный момент отдать предпочтение – это способность к различению и выбору. Если человек не способен различить свою доминирующую потребность, его поведение будет дезорганизованным и неэффективным. Если потребности противоречивы, это говорит о конфликте внутри личности. Если конфликт постоянен и кажется не разрешимым, он рассматривается как невротический. Если процесс удовлетворения одних своих потребностей прерывается ради других, и если это происходит систематически и не осознанно, то ведет к неврозам.
Узнать о силе и направлении потребностей можно по тем чувствам, которыми она сопровождается. Чувство, или эмоции, — сложный процесс, тесно связанный с человеческой мотивацией, предпочтениями, выборами и, следовательно, организованным поведением.
Эмоции – многокомпонентный процесс, имеющий нейрофизиологический, экспрессивно-мышечный феноменологический аспект. Эмоция, не проявляемая вовне, угасает быстрее, но оставляет в нервной системе остаточное напряжение (избыток энергии), вызывает изменения во внутренних органах (боли и психосоматические заболевания).
Переживание, выражение и осознание эмоций, а также умение верно опознавать эмоциональные сигналы др. людей является принципиально важным. Количество эмоциональных стимулов напрямую связано с «ощущением жизни». Кроме того, сознавание характера ситуации и выбор поведения строится в значительной степени на основании эмоциональных переживаний и предпочтений.
Эмоции и чувства – непроизвольный, психофизиологический феномен, человек не имеет выбора – переживать ему те или иные из них, и за их возникновение человек не несет ответственности. Он до некоторой степени выбирает, переживать ли ему свое чувство во всей полноте или нет, осознавать свое переживание или от него отстраниться; безусловно, выбирает степень и форму предъявления (выражения) своего чувства и несет ответственность за его резонанс в среде.
Имеется некоторая связь между «излюбленной» подавленной эмоцией и видом психосоматики. Помимо подавления эмоций для развития психосоматических расстройств важное значение имеет наследственная предрасположенность, тип личности (реакция личности на болезнь), соответствующий образ жизни ( мало движения, много рафинированной пищи, частые стрессы, курение), а психическая травма становиться пусковым фактором в развитии психосоматики.
Для улучшения качества лечения психосоматических расстройств, а в дальнейшем и качества жизни пациента, важная роль отводится психотерапии (психокоррекции). Важно:
Понять, какие невысказанные чувства стоят за заболеванием, проанализировать ситуации, в каких человеку становится плохо.
Помочь ему выразить эти чувства, «выпустить пар» ( не только словесно, но и действием ).
Понять, почему человек ведет себя именно так ( анализ жизни).
Помочь ему найти другие способы поведения в травмирующих ситуациях.
Важно понять, о чем говорят симптомы, точнее, что пытается сказать человек с помощью своих симптомов, и готов ли он расставаться с ними. Важно помочь человеку выразить свои чувства, не впадая в болезнь, не убегая из трудной жизненной ситуации, а изменяя ее.
Психокоррекционная работа проводится как индивидуально, так и в виде групповых или семейных занятий. Способ работы с пациентом строится с учетом индивидуальных особенностей личности и его пожеланий.
При комплексном подходе в лечении пациент приходит к душевному равновесию, умению радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности, гармонизировать семейные отношения, раскрывать свой потенциал. Это делает человека менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает сроки их протекания и количество осложнений и в конечном счете увеличивает продолжительность человеческой жизни и улучшает ее качество.