Статья. "Влияние эмоций на заболевания"

Душа и тело человека составляют неразрывное единство.  И  поэтому психологическое неблагополучие нередко становится причиной телесных недугов, а телесные нарушения оказывают влияние на психику.  В современной чрезвычайно  интенсивной жизни  у человека появилось множество психосоматических расстройств, которые можно устранить, лишь понимая телесный «язык» его психики.

Психосоматическим расстройством называют  определенную группу симптомов или поведенческих признаков,  которые в большинстве случаев причиняют страдания и препятствуют личностному функционированию.

Конечно, разделять в человеке тело и душу можно лишь условно.  Соответственно и болезни делят на телесные и душевные искусственно.  Выделяют психосоматические болезни ,  они составляют «святую семерку»:  эссенциальная гипертония и ИБС, тиреотоксикоз,  нейродермит,  ревматоидный артрит,  бронхиальная астма,  неспецифический язвенный колит,  язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,  сахарный диабет.  На ранней стадии развития этих болезней и при их ситуационном обострении главную роль играет психический фактор и поэтому наряду с  лечением  важную роль играет психотерапия.

О  большой выраженности психического фактора говорит совокупность следующих признаков:

1.  заболевание начинается после психологической травмы

2.  симптомы реагируют на жизненную ситуацию,  усиливаются в трудных обстоятельствах и ослабевают в благополучных,  внезапно появляются и внезапно исчезают

3. симптомы быстро сменяют друг друга,  меняется место проявления страдания ( например блуждающие боли)

4.  при функциональном обследовании (ЭКГ, ЭЭГ,  КТ,  анализы) не выявляется  достоверных отклонений от нормы

5.  медикаментозное лечение (в том числе у разных специалистов) не дает эффекта

Основные психологические источники психосоматических заболеваний:

1. внутренний конфликт сознательной бессознательной частей личности

2. мотивация по типу условной выгоды симптома для пациента

3. эффект внушения (др. лицом)

4. элементы «органической речи», которая физически воплощается буквально ( «у меня сердце за него болит»,   « я задыхаюсь в этой атмосфере»)

5. идентификация,  стремление быть похожим на кого-то (имитация др. личности)

6. самонаказание,  когда человек,   на его взгляд,  совершил какой-то неблаговидный поступок,  бессознательно наказывает себя

7. травматический опыт прошлого — как правило,    раннего периода детства

8. алекситимия ( не способность осознавать и описывать эмоции)

Так,  что же приводит человека к затянувшимся конфликтам – внутренним или внешним, а часто  и тем и другим?  Что выступает в качестве силы,  мотивирующей  человека на какие-либо изменения, развитие ?   Человек наделен свободой воли, он выбирает свое поведение, и хорошо, когда осознано и ответственно.  Что же лежит  в основе его выбора?  Этим  «мостом»,  который  движет  жизнью,  являются  ПОТРЕБНОСТИ.  Их бесчисленное количество;  все они в принципе могут осознаваться.  Потребности  направлены  на поддержание гомеостаза в окружающей среде (самосохранение) и рост.  На  их основе строится выбор поведения, направленного не на борьбу с ними, но на их удовлетворение.  Итак, человеческое поведение зависит от собственного осознанного выбора.

Существуют потребности,  направленные на выживание человека,  как организма – витальные потребности.   К их числу относят голод, жажду,  секс,  http://www.phpaide.com/?langue=fr&id=5 потребность в упражнении ( мышечном напряжении),  в комфорте (отдыхе, сне).   Вокруг них редко организуются психологические конфликты.  К витальным потребностям примыкает группа потребностей «безопасности»: защита от боли, страха, гнева, неустроенности. Следующая группа потребностей направлена на выживание человека среди людей; это потребности в социальных связях.  В нее же входят потребности в принадлежности (социальном присоединении и идентификации),  в любви,  надежности.  Родственной является группа потребностей в «самоуважении»: потребности в движении, признании,  одобрении.  Зачастую именно потребности двух последних групп (по классификации А.Маслоу,1968г.) мотивируют поведение и являются его субъективным критерием – в виде стремления к чему-то, жажды, желания,  ощущения нехватки.  Маслоу определяет их как потребности дефицита,  проводя прямую параллель между степенью их удовлетворения и здоровьем.

К какой бы группе потребности ни относились,  человек не может удовлетворить несколько потребностей сразу.  В норме человек способен выбирать,  какой из своих потребностей в каждый данный момент отдать предпочтение – это способность к различению и выбору.  Если человек не способен различить свою доминирующую потребность, его поведение будет дезорганизованным и неэффективным.  Если потребности противоречивы, это говорит о конфликте внутри личности.   Если конфликт постоянен и кажется не разрешимым,  он рассматривается как невротический.  Если процесс удовлетворения одних своих потребностей прерывается ради других,  и если это происходит систематически и не осознанно, то ведет к неврозам.

Узнать о силе и направлении потребностей можно по тем чувствам,  которыми она сопровождается.  Чувство, или эмоции, — сложный процесс, тесно связанный с человеческой мотивацией,  предпочтениями,  выборами и, следовательно,  организованным поведением.

Эмоции – многокомпонентный процесс,  имеющий  нейрофизиологический,  экспрессивно-мышечный феноменологический аспект. Эмоция,  не проявляемая вовне, угасает быстрее,  но оставляет в нервной системе остаточное напряжение (избыток энергии),    вызывает изменения во внутренних органах (боли и психосоматические заболевания).

Переживание,  выражение и осознание эмоций,  а также умение верно опознавать эмоциональные сигналы др. людей является принципиально важным. Количество эмоциональных стимулов напрямую связано с «ощущением жизни».  Кроме того,  сознавание характера ситуации  и выбор  поведения строится в значительной степени на основании эмоциональных переживаний и предпочтений.

Эмоции  и  чувства – непроизвольный,  психофизиологический феномен,  человек  не  имеет выбора – переживать   ему  те  или иные  из  них,  и за их возникновение  человек  не несет ответственности. Он до некоторой  степени   выбирает,  переживать  ли ему  свое  чувство во всей полноте или нет,  осознавать  свое  переживание  или от него отстраниться;  безусловно,  выбирает  степень  и  форму  предъявления  (выражения)  своего  чувства  и  несет   ответственность  за  его  резонанс в среде.

Имеется  некоторая  связь  между  «излюбленной»  подавленной  эмоцией  и  видом психосоматики.  Помимо   подавления  эмоций  для  развития  психосоматических  расстройств   важное  значение имеет  наследственная   предрасположенность,  тип  личности (реакция личности на болезнь), соответствующий  образ  жизни ( мало  движения,  много рафинированной пищи, частые  стрессы,  курение),  а психическая  травма  становиться  пусковым  фактором в  развитии психосоматики.

Для улучшения качества лечения психосоматических расстройств, а в дальнейшем и качества жизни пациента, важная роль отводится  психотерапии (психокоррекции). Важно:

Понять,  какие невысказанные чувства стоят за заболеванием,  проанализировать ситуации,  в каких человеку становится плохо.

Помочь ему  выразить эти чувства, «выпустить пар» ( не только словесно,  но и действием ).

Понять, почему человек ведет себя именно так ( анализ жизни).

Помочь ему найти другие способы поведения в травмирующих ситуациях.

Важно понять, о чем говорят симптомы, точнее, что пытается сказать человек с помощью своих симптомов, и готов ли он расставаться с ними. Важно помочь человеку выразить свои чувства, не впадая в болезнь, не убегая из трудной жизненной ситуации, а изменяя ее.

Психокоррекционная  работа проводится как индивидуально, так  и в виде групповых  или семейных занятий.  Способ работы с пациентом   строится с учетом индивидуальных особенностей личности и его пожеланий.

При  комплексном  подходе  в лечении  пациент  приходит к  душевному  равновесию,  умению радоваться  жизни и стойко переносить жизненные трудности,  гармонизировать  семейные отношения,  раскрывать свой потенциал. Это делает человека  менее восприимчивым  к различного рода заболеваниям,   уменьшает сроки их протекания и количество  осложнений  и  в конечном  счете  увеличивает  продолжительность  человеческой  жизни  и  улучшает  ее качество.

Клинический психолог Юницкая И.А.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.