К нам в центр часто обращаются клиенты с целью научиться управлять своими чувствами и поведением. Иногда запросы бывают даже такими: «Помогите чувствовать только положительные эмоции и не переживать отрицательные», «Как сделать жизнь не полосатой, а только светлых тонов?».
В ответ я обычно рассказываю, что нет плохих и хороших чувств, но есть чувства, которые сложно переживать. Одно из них- чувство злости и гнева- тема этой статьи.
«Чувство – это остановленное действие». Мы учимся останавливаться и не реализовывать сразу агрессивный импульс, а чувствовать его как злость по отношению к кому-то. И в этом смысле, чувства эволюционно более полезны для творческого приспособления, чем немедленное выражение. В этом есть зачатки какого-то цивилизованного обращения с реакциями. То есть с тем, чтобы наша жизнь не была каким-то немедленным отреагированием. Мы не являемся рабами эмоций, как раз, наоборот, благодаря ним мы обретаем свободу. Эмоции – это механизм посредством которого человек становится свободным, становится автором собственной активности.
Американский психотерапевт Р. Мэй утверждает, что «человеческая свобода локализована в паузе между стимулом и реакцией». Возник стимул, но мы сразу на него не реагируем, а возникающее напряжение в зависимости от стимула и предпочтительной реакции на него, субъективно переживаем как различного рода чувства. Но именно чувства выступают предохранителем от немедленного реагирования, даруют нам время и возможность сориентироваться и выбрать подходящий ответ.
«Агрессия» в переводе с латыни « движение к . . .», «приближение». Если есть потребность, есть агрессия. Основная функция агрессии – превращать несоответствующее нам — в нам соответствующее, инородное — в свое, преобразовывать объект интереса в потенциально возможный для контакта или усвоения.
Аннигиляционная агрессия – это агрессия разрушения, аффекта. Реализуется она по двум причинам: первая – объект настолько пугающий, что его нужно немедленно разрушить, контакт с ним невозможен; вторая – из-за хронической неудовлетворенности, агрессии накопилось так много, что прорываясь, он уничтожает, сносит всё на своём пути.
Дентальная агрессия – это агрессия с человеческим лицом, агрессия удовлетворения потребности, энергия необходимая каждому из нас для реализации собственных желаний, здесь агрессия становится фактически синонимом возбуждения. Проявление агрессии напоминает, колку орехов, сильно ударишь, нечего будет есть, т.е. отношения разрушатся, слабо – нечего вкусного не съешь, все тихо мирно и жутко тоскливо, желания не реализуются, голод увеличивается.
Развитие человека предполагает эволюцию форм агрессии (в дентальной метафоре):
1.Перинатальная агрессия -ребенку агрессия почти не нужна, никаких действий предпринимать не нужно. (Я -продолжение другого, вся ответственность передаётся другому).
2. Сосунковая- нужно прикладывать минимальные усилия (сосать, переваривать, срыгивать)
3. Резцовая (дентальная) — ребенок в состоянии откусывать. Чем твёрже пища, тем больше агрессии нужно. Появляется способность добывать, брать, не соглашаться.
4. Молярная агрессия- способность к перемалыванию пищи, зрелая функция эго в контакте: то, что нужно беру, то, что не подходит -выбрасываю.
Быть более агрессивным -не значит быть злобным, это скорее способным дифференцировать, что и как важно получать, что из полученного годится, а что -нет. Разные степени зрелости агрессии могут быть в любом возрасте.
Мораль- попытка управлять формами проявления агрессии через общественные и семейные нормы и правила. Но морали не достаточно, чтобы научиться эффективно распоряжаться своей агрессией. Говоря об агрессии важно выйти за пределы морального аспекта, чтобы понять и исследовать её. Агрессия – это энергия взаимодействия, а вот на что эта энергия направляется, какую форму принимает, зависит от ситуации и является субъективным выбором каждого.
Форм выражения агрессии достаточно много. Вот некоторые из них:
Раздражение – это переживание при недостатке ресурсов для реагирования или понимания ситуации, неясность объекта, на который агрессия направлена. Энергия и напряжение растёт, но пока не переходит в действие.
Злость – активность по удовлетворению потребности направленная на объект контакта или потребности. Это контактная энергия, направленная на уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление границ.
Ярость – это недифференцированное агрессивное состояние в состоянии слияния, когда нет направления, контакта и контроля. Она относится к незрелым, аффективным реакциям, то есть характерна для раннего детского возраста, когда эмоции бурные, неуправляемые и обращены к кому-то сверхценному, сверхзначимому, всемогущему.
Ненависть- аффективная реакция. Основная задача заключается в разрушении, причем себя или внешний объект не так важно.
Досада – это злость, перемешанная с болью. Форма агрессии характерная для переживания утраты, для чего-то, что осталось в прошлом.
Итак, злость и её разновидности- контактные чувства. То есть существует адресат- человек или объект, на которого направлена потребность. И если обращаться с агрессией прямыми, здоровыми способами, то с адресатом придётся общаться, встречаться, взаимодействовать, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность (да, придётся озадачиться, какую, чего я хочу, просить…). Это сложно хлопотно и бывает опасно, поэтому существует множество форм непрямого выражения агрессии. Их ещё называют пассивно-агрессивным или манипулятивным поведением.
Непрямые способы выражения агрессии:
Вина – обращение агрессии на себя с передачей ответственности другому. Вина опирается на мораль (поиск правого и неправого). И тогда, если есть вина, то есть какая-то правота у кого-то другого. И тогда если он прав, пусть за все и отвечает.
Обида – блокировка агрессии, признанием важности и ценности человека, на которого агрессия направляется. В поэтичном варианте, обида – это злость остановленная любовью. В восточной философии обида – это иньский гнев, т.е. женский способ злиться.
Зависть- сложная социальная комплексная эмоция, включающая в себя злость, интерес и стыд.
Скука – блокировка осознавания агрессии, способ решения проблемы размещения агрессии путем игнорирования самого чувства, затея энергозатратная, поэтому субъективно переживается как рассеянность и упадок сил.
Депрессия- заблокированная, подавленная агрессия высокой интенсивности (ярость, ненависть, злость).
Психосоматические и психические симптомы -тоже являются способами получить то, что клиент не может получить в прямом контакте. Это способы организовать свою жизнь, отношения о котором стоит поговорить отдельно…
В этой статье использована информация из лекций и статей психологов, преподавателей гештальт-терапии Игоря Погодина, Льва Черняева, Елены Калитиевской.
С уважением, психолог Елена Сотниченко
Мне интересны ваши вопросы и комментарии, я обязательно отвечу Вам!