«Арт-терапия». Какие чувства и ассоциации с эти словом возникают у вас?
Красота, гармония, радость, детство, творчество, ресурсы, фантазии, чудо. Но глубже появляются другие ассоциации: реальность, правда, конфликты, тень, обратная сторона, боль, травма, хаос.
Похоже на две стороны жизни, отношений: есть фасад или обложка, а есть то, что спрятано под ней. Что вам интересно? И есть ли у вас силы и смелость заглянуть вглубь рисунка? Потерять симметрию и контроль, выйти из шаблонов, красивых раскрасок и встретиться со скрытыми смыслами?
Эти встречи иногда бывают очень ресурсными: то, что пряталось внутри, может содержать много энергии, возможностей. Так часто бывает в работе с агрессией. В рисунках клиентов много чёрного, красного, они бывают мятыми, рваными, выходящими за рамки и границы. Совсем не похожи эти рисунки на красивые, симметричные «раскраски-антистресс» или «шаблонные розовые цветочки». Но в найденных образах злости и агрессии находится много ясности, правды, желаний, силы, жизни. Та реальность, исходя из которой можно двигаться дальше: строить границы, увеличивать дистанцию, расширять фон, искать своё место.
Для меня арт-терапия опирается на реальность, а не на мечты и иллюзии. Эта опора обоснована «Теорией парадоксальных изменений Арнольда Бейссера». Коротко ее можно сформулировать так: изменение происходит, тогда, когда человек становится тем, кем он на самом деле является, а не тогда, когда человек предпринимает попытки стать тем, кем он не является.
Изменения происходят не посредством усиленных попыток самого человека или какого-то другого помощника с целью изменить человека, но они происходят, если этот человек не торопясь прикладывает усилия быть тем, кем он является, — чтобы быть полностью сосредоточенным («вложенным») в актуальном состоянии.
Отвергая роль «агента изменений», мы позволяем изменениям происходить и быть осмысленными.
Арт-терапия и работа с рисунком дает эту возможность: видеть и чувствовать то, что есть, не торопиться менять, приукрашивать. Не сбегать из своей жизни, из своего внутреннего мира, снимком которого является любой рисунок.
В этом, на мой взгляд, заключается профессиональная гуманистическая позиция и устойчивость арт-терапевта: быть честным с собой и клиентом, видеть «разные стороны медали», интересоваться и сопереживать тому, что есть сейчас, а не тому, как правильно или как это будет в результате.
Благодарю за вдохновение написать эту статью клиентов и студентов проекта «Базовые техники арт-терапии», а особенно тех, кто был разочарован и возмущен моими профессиональными ценностями и смыслами работы, описанными выше.
Арт-терапевт, гештальт-терапевт, ведущая обучающей программы «Базовые техники арт-терапии», Елена Сотниченко