Рассказать о том, что представляет собой психоаналитическая психотерапия и как она проводится, в рамках короткой статьи конечно же невозможно. И уж тем более невозможно по-настоящему прочувствовать это до тех пор, пока сам не погрузишься в этот процесс. Но для того, чтобы потенциальные клиенты лучше могли представить себе, как это будет происходить, я решил написать эту небольшую заметку. В целом она примерно соответствует тому, что я рассказываю клиенту на вводном сеансе, следующем за предварительной консультацией.
Психоанализ исходит из положения о том, что невротические симптомы и проблемные черты характера являются отражением различных неосознаваемых конфликтов. Обнаружить и осознать их самостоятельно, вне зависимости от уровня интеллекта, крайне сложно или же невозможно – этому препятствуют скрытые механизмы психологической защиты, искажающие само восприятие человеком всего, что связано с темой конфликта. Однако невовлечённый в конфликт сторонний наблюдатель, обладающий специальными знаниями – каковым и является аналитик – замечает как действие психологических защит, так и спрятанные за ними намёки на конфликт. Его задача – показать клиенту, каким образом он, незаметно для себя самого, уходит от осознания конфликта, и помочь ему этот конфликт осознать. После этого начинается этап терапии, именуемый «проработкой». Здесь происходит углубление достигнутого осознания, уточнение деталей, раскрытие действия конфликта в различных сферах жизни клиента, исследование его истоков и т.п. В конечном итоге всё это завершается активным сознательным переосмыслением конфликта и его разрешением. Помимо устранения симптомов и личностных проблем, это также всегда связано с достижением большей личностной зрелости, целостности и гибкости личности клиента, с ростом осознанности и акцентированием индивидуальности.
Кратко осветив таким образом основные задачи психоанализа, я перехожу к рассказу об основных принципах психоаналитической психотерапии и о некоторых психоаналитических техниках.
Обычно я начинаю с объяснения клиенту «основного правила психоанализа», или «правила свободных ассоциаций». Я говорю примерно следующее: «От Вас требуется наблюдать за потоком мыслей, которые спонтанно приходят Вам в голову, и излагать их, ничего не отбрасывая — вне зависимости от того, кажутся ли Вам эти мысли важными или несущественными, логичны они или абсурдны, приемлемы с точки зрения Ваших моральных принципов или нет. Я рассчитываю на Вашу смелость и откровенность. От этого зависит эффективность нашей с Вами работы. Здесь запрещены физические проявления агрессии и сексуальные контакты, но говорить желательно АБСОЛЮТНО обо всём, что происходит в Ваших переживаниях, и я никак не буду это оценивать. Что бы Вы ни говорили – для меня это лишь источник информации». Кроме того, я говорю, что необходимо обращать внимание не только на мысли, но и вообще на любые спонтанные процессы, которые клиент заметит – на чувства, на телесные ощущения, на напряжение мышц, на спонтанно возникающие зрительные образы и т.п. Любой из этих феноменов может быть эффективно использован в психотерапевтическом процессе.
Я также поясняю: «Я предполагаю, что чаще всего Вы будете рассказывать мне о чем-то, что Вас больше всего волнует в данный момент, и Ваши рассказы наверное будут вполне целенаправленными и осмысленными. Но когда Вы заметите, что во время рассказа у Вас вдруг возникла какая-то неожиданная мысль, чувство, или непонятное телесное ощущение – на это обязательно необходимо обратить внимание. Также особенно важно следовать этому правилу, когда нет явно актуальной темы, и Вы ощущаете, что не знаете о чём говорить».
С «основным правилом» тесно взаимосвязан другой базовый принцип психоаналитической психотерапии: тему сеанса всегда определяет клиент.
О чём бы клиент ни заговорил – аналитик будет внимательно его слушать, а также наблюдать за проявлениями его чувств, позой, мимикой, интонациями его голоса и т.п. Я объясняю клиенту: «О чём бы Вы ни начали мне рассказывать – рано или поздно в Вашем рассказе проявятся какие-то бессознательные процессы. Если Вы постараетесь следовать основному правилу – они проявятся гораздо быстрее. Скорее всего они будут незаметны для Вас, но заметны для меня. Тогда моя задача – обратить на них Ваше внимание, для того чтобы затем мы с Вами вместе могли их исследовать. Я также буду уточнять какие-то нюансы, задавать Вам вопросы для того, чтобы лучше понимать то, о чём Вы говорите. Периодически я буду давать Вам интерпретации – сообщать Вам о моём понимании Ваших бессознательных процессов, актуальных в данный момент. Однако мои интерпретации ни в коем случае не являются истиной в последней инстанции — я сообщаю их моим клиентам лишь для того, чтобы они прислушались к себе и ощутили, как моя интерпретация откликается у них внутри. В конечном итоге задача этой работы заключается в том, чтобы ВЫ САМИ ясно осознали собственные бессознательные процессы, приводящие к вашим нынешним затруднениям. А осознав, исследовали их, активно переосмыслили, и, таким образом, в конечном итоге избавились от их власти».
Я считаю необходимым предварительно объяснять клиенту базовые элементы психоаналитического процесса, сильно отличающиеся от того, что происходит между людьми в обыденной жизни. Поэтому на первом сеансе с неподготовленным клиентом я обычно также рассказываю о феномене переноса и о принципе нейтральности:
«Если наша с Вами работа будет эффективной – она будет затрагивать и активизировать Ваши бессознательные конфликты. Когда это начнёт происходить – эти конфликты неминуемо будут каким-то образом влиять на Ваше отношение ко мне, и, так или иначе, это проявится в наших с Вами отношениях. Это происходит закономерно и неизбежно с любым клиентом в процессе психоаналитической психотерапии, и называется «переносом». Однако это не является помехой. Напротив, для нас с Вами перенос – это ВАЖНЕЙШИЙ источник информации. Более того – если мы с Вами будем игнорировать бессознательные тенденции, проявляющиеся в переносе, в конечном итоге они исказят наше взаимодействие, превратятся в непреодолимое препятствие, и, рано или поздно, сведут нашу работу на нет. И тогда Вы не получите то, за чем ко мне пришли. Поэтому мы будем периодически исследовать то, что происходит между нами. Так что если Вы вдруг заметите у себя какую-нибудь фантазию обо мне, или какое-нибудь чувство в мой адрес – на это обязательно необходимо обратить внимание. Не важно, что это будет за чувство – приятное или неприятное, еле уловимое или сильное. Возможно, какие-то чувства и фантазии в мой адрес выражать Вам будет непросто. В таких случаях не стоит совершать над собой психологическое насилие и «сразу признаваться во всём» — но стоит сообщить о том, что сейчас есть нечто, что Вы не можете позволить себе выразить».
С феноменом переноса взаимосвязан принцип нейтральности – один из важнейших принципов психоаналитической терапии. Я говорю:
«Моя основная задача – помогать Вам осознавать и исследовать Ваши бессознательные конфликты. Для того, чтобы это стало возможным, я должен оставаться в позиции нейтральности. Это означает, что я не буду давать Вам каких-либо советов, рекомендаций или оценок. Исключение составляют врачебные назначения и рекомендации, если клиент в них нуждается. Кроме того, наше общение должно быть ограничено рамками психотерапевтической сессии. Невозможно эффективно работать с переносом, если у нас с Вами установятся какие-нибудь дополнительные отношения помимо психотерапевтических. Также желательно, чтобы Вы как можно меньше знали обо мне как о личности – о моих вкусах, пристрастиях, политических взглядах, личной жизни и т.п. Если я смогу остаться для Вас чистым белым листом – у Вас сохранится возможность обо мне фантазировать. Тогда моя персона станет экраном, на который Ваши бессознательные конфликты будут проецироваться, становясь таким образом заметными и доступными для исследования. Поэтому, если у Вас возникнут вопросы обо мне – вместо того, чтобы отвечать на них, я гораздо чаще буду исследовать причины появления вопроса и Ваши фантазии о том, как я мог бы на него ответить. Я постараюсь остаться для Вас зеркалом, в котором Вы могли бы лучше разглядеть себя». Но, конечно же, это не относится к вопросам, на которые клиент всегда должен получать от психотерапевта прямой ответ – о его образовании, опыте работы, используемых методах, о прогнозе психотерапии и т.п. А также к любым медицинским вопросам, если клиент обратился по поводу невроза, депрессии, или какого бы то ни было ещё болезненного состояния.
Рассказав об этих основных принципах, перед тем, как перейти к обсуждению формальных договорённостей об условиях проведения терапии, я часто стараюсь немного приободрить клиента и говорю: «Я понимаю, что всё это для Вас скорее всего довольно-таки непривычно. И даже если сейчас всё, что я говорил, кажется Вам простым и понятным – всё равно невозможно ощутить, что такое психоанализ до тех пор, пока Вы сами в него не погрузитесь. Но на начальном этапе нашей с Вами работы я буду при необходимости напоминать Вам об этих основных принципах, а также буду стараться по возможности объяснять Вам, что и зачем я делаю, если это сильно отличается от обычного взаимодействия между двумя людьми».
Профессиональное резюме и другие статьи психоаналитика Андрея Ткаченко
Запись на приём и дополнительная информация: 8928 184 3901
Мне интересны ваши вопросы и комментарии, я обязательно отвечу Вам!