Воспитание как искусство или воспитание через искусство.

… «Я родился. Я самый долгожданный, самый хороший. Мама и папа любят меня. Я это знаю. Я расту и радую их. Мне помогают и многому учат…

… «Мама, я  не хочу идти в детский сад!»

…«Он у вас такой злой, всех в саду колотит!»,  «Ваш ребёнок постоянно спорит, никого не хочет слушать!»

«Ваш ребенок ничего не делает, как другие дети…» «Ваш ребенок совсем не хочет учиться, ему ничего не интересно»

Если на лицо  перемены в поведении ребёнка, перед родителями стоит нелёгкий вопрос: как поступить? Обратиться к специалисту, а может само пройдет? Куда отдать, чтобы научили ладить с детьми, как развивать ребенка, чтобы он стал успешным и счастливым?
Возможно, методом проб и ошибок, родителям удаётся наладить контакт с ребёнком. Однако, сколько времени, эмоциональных усилий на это уйдет – а результат -  довольно спорный момент.  И тогда нельзя исключить варианта того, что и учиться ребенок  будет для своих родителей: лишь бы отстали со своими нравоучениями

Чтобы Ваш ребенок рос счастливым и радостным,  уже с 3 лет  важно создавать ему  условия , в которых он сможет проявить свои сильные стороны, почувствовать свои силы,  условия, в которых ребенок, оставаясь самими собой, в то же время, будет открывать в себе что-то новое, развивать свои способности?

Занятия для дошкольников «Воспитание искусством» как раз и создают такую развивающую среду. Искусство — это та самая стихия, попав в круговорот которой, ребёнок присоединяется к лучшему опыту человечества, обретает возможность новых собственных открытий, познает себя и устройство окружающего мира. Это мир безграничных фантазий, калейдоскоп эмоций и чувств, проживая которые, ребенок учится понимать свои чувства.

Что происходит

На занятиях происходит развитие ребенка в нескольких направлениях:

  • Развитие аналитического и творческого мышления;
  • Музыкальное развитие;
  • Ритмика, пластика, танцевальная импровизация;
  • Риторика, культура общения;
  • Развитие личностных качеств;

А это не сложно?

Я часто слышу от родителей сомнения, что классическая музыка Мусоргского, Чайковского,  поэзия Тютчева, Фета,  – это все слишком сложно для ребенка 3,4,5 лет. Конечно сложно, если говорить с детьми о характерных особенностях музыки Мусоргского или поэзии Тютчева. Важно говорить с детьми на их языке, языке сказки, адаптировать материал восприятию ребенка.  А музыка помогает «прожить» нашу историю почти по-настоящему. Ведь давно известно, что прожито, то не забывается.

Дети испытывают огромное количество эмоций, эмоции буквально захлестывают маленького человека. Не секрет, что ребенок  испытывает  спектр эмоций взрослого человека: страх, радость, гнев, ненависть, восторг, злость, ревность. Разве детский репертуар может выразить такое богатство эмоциональных красок? Конечно, нет.

Для детей, которые только открывают мир музыки, границ сложности не существует. У малышей нет навязанных штампов о ее сложности и, следовательно, нет отвержения. Они любят слушать музыку Мусоргского, Лядова, Сен-Санса, Чайковского, Бизе. В раннем возрасте дети обладают колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Готовность играть, вживаться в образ настолько велико , что они и звуки воспринимают как реальный образ, готовы жить в нем и познавать все богатство мира чувств и переживаний. Потому сказку о страхах «Гном» на одноименную музыку Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» мы повторяем снова и снова по просьбе детей.


Как это происходит:

- творческое и аналитическое мышление развивается не по строгим правилам, а играя – это интересно!


- музыкальные таланты развиваются через пение детских песен от колыбельных  до джаза, накопления музыкальных впечатлений от прослушивания шедевров классической музыки, танцевальной импровизации под музыку – это весело!


- проигрывание и обсуждение сказок помогают ребенку сделать свой выбор, осознать последствия своих поступков, развивает речь и культуру ребенка – это полезно!
Под руководством опытного специалиста  все это станет настоящим открытием для вашего ребёнка – открытием собственного «Я»!

 Как это работает

Приведу пример. На первом этапе занятий мы знакомимся с музыкальным циклом Сен-Санса «Карнавал животных». Одно из занятий называется «Птичник» по одноименной пьесе из цикла. Каждый может стать птицей, которой  хочет быть. Кто-то хочет быть вороной, кто-то ласточкой, кто-то воробьем. Начинаем обсуждение: какой вы птицей хотите быть? Вороной, ласточкой, воробьем, орлом? Какой жизнью хотите жить? Быть хищной птицей, жить на болоте, быть перелетной птицей? Танцевать нужно так, чтобы было понятно какая вы птица. Получайте удовольствие от того, что вы стали тем, кем хотели быть. Кто-то хочет быть орлом, но по жизни не орел, позвольте себе стать орлом: «Я становлюсь тем, кем хочу. Если мне сейчас нужна сила и уверенность,  я буду орлом, а не пташечкой. Если «пташечкой» пойти права отстаивать, то ничего не получится». После обсуждения начинаем танцевать каждый свою птицу под музыку. Главная задача – суметь удержать свой образ и характер птицы, а не повторять за другими или  бегать по кругу просто так. Поверьте, для детей это непростая задача.

Чем может быть полезна эта музыкальная игра? Прежде всего, развивает умение перевоплощаться, принимать образ (а в дальнейшем, социальную роль), соответствующую ситуации. Развивается самоуважение, повышается самооценка, развивается самоконтроль  и осознанность. А еще — фантазия и умение воплотить образ через движение, движение собственное, а не повтор готового образца-шаблона. В то же время при обсуждении расширяется кругозор детей, развивается умение вести дискуссию, говорить по-очереди, слушать других, выражать свои мысли. И это всего лишь одно занятие. А сколько ребенок получит за полгода, год, 2 года?

Готовят ли занятия к школе

Родители часто спрашивают, готовят ли эти занятия к школе?
Дети, прошедшие программу, чувствуют и воспринимают иначе, нежели обычные дети, и обучаются по-другому, они включены в процесс, а не сидят на уроках безучастно. Это влияет и на качество, и на скорость обучения. Они научились анализировать, находить разные решения, приобрели навыки коллективной работы, умеют слушать, вести дискуссию, быть внимательными, правильно отстаивать свою позицию. Столь ценные качества позволят детям чувствовать себя не только комфортно, но и выходить на лидерские позиции. Как известно, в более чем 50% случаев неуспеваемости в школе психологи выявляют причиной социальную дезадаптацию, а не отсутствие знаний и умений ребенка. Ведь через пару-тройку месяцев уровень знаний и умений начнет выравниваться и на первый план выступит умение выдерживать умственные и эмоциональные нагрузки, выступать у доски, находить друзей, справляться с  конфликтами, показать свои достоинства и сильные стороны.

Что в результате:

Ваш ребенок  станет  общительным, доброжелательным, более уверенным, умеющим отстоять свое мнение, договариваться, работать в коллективе, он активно проявляет себя, чувствует себя умным и уникальным, ему нравится выступать перед публикой, рассуждать, слушать, петь, танцевать. При этом он получает радость и удовольствие.

А что может быть дороже, чем счастье вашего ребёнка?  «Оно бесценно», — скажите вы. И будете абсолютно правы. Всё, что способствует развитию ребёнка, является залогом его полноценной жизни.

С уважением, ваша Кузьмичёва Ирина.

 

Bookmark the permalink.

Comments are closed.