«Ничего я не хочу…» или как родители мешают детям любить школу

(читать только заботливым родителям)

Скоро Ваш ребенок пойдет в школу. Событие радостное и , одновременно, волнительное. Радостное – потому что ребенок растет, взрослеет, его жизнь меняется, открываются новые возможности. В то же время,  родители  волнуются, как он будет учиться, хорошо ли будет успевать, найдет ли новых друзей, не забудет ли дневник дома, а «сменку» — в школе.

Заботливые родители тщательно готовятся к школе вместе с ребенком, водят его в подготовительные классы,   изучают современные методики чтения и письма, находят время для домашних занятий, помогают развить навыки самостоятельности (правда, по-разному:   кто-то собирает портфель за ребенка, кто-то — вместе с ребенком, кто-то — только напоминает, кто-то — не напоминает, но строго спрашивает, а как у Вас?).

И , кажется, все  в порядке, родители честно выполнили свой долг, бабушки и дедушки ждут своих внучат в красивых костюмах и платьях с бантами, дети сообщают всем, как они хотят в школу, все приготовились к радостной новой жизни. А новая жизнь у каждого складывается по-разному

Практика показывает , что через 2-3 месяца  после 1 сентября значительно увеличивается количество обращений к детскому психологу. В основном, это встревоженные родители первоклассников. Что происходит? Он уже читает, считает,  и друзей в садике было много, и дома у нас все в порядке. Но сейчас ребенка как будто подменили: в школу ходить не хочет, с одноклассниками конфликтует, родителей не слушает, стал грубым или , наоборот, плаксивым, стал болеть, в школе плохие отметки, хотя все уроки мы делаем вместе, учителя жалуются на поведение, дерется, не воспринимает правил поведения, не признает авторитет учителя, не может защитить себя, все обижают.

Почему так происходит? Конечно, каждый случай уникален. Но есть ряд причин, общих для каждой семьи. Уверена, это должен знать каждый любящий и заботливый родитель.

Время поступления ребенка в школу – важное событие в жизни семьи, которое часто сопровождается кризисом. В это время происходит перераспределение семейных ролей и обязанностей: кто зарабатывает , кто водит в школу и  забирает из школы, кто контролирует уроки, каким образом это делать. Жизнь всей семьи меняется в соответствии с расписанием школы. Мгновенно это невозможно сделать, поэтому возникает переходный этап, так как прежние внутрисемейные отношения уже не работают, а новые еще не работают.

В это время могут обостриться конфликты между супругами из-за разных воспитательных позиций, усилиться напряжение между бабушками, родителями, детьми, могут обнажиться скрытые конфликты в семье.  К тому же , родители  неосознанно могут переживать тот факт, что ребенок когда-то вырастет и уйдет из дома, оставив их одних наедине друг с другом.  Особенно остро переживают те семьи, в которых ребенок не посещал детский сад. Ко всем тревогам добавляется обеспокоенность родителей, а соответствует ли их ребенок уровню ( в основном, интеллектуальному), который предъявляет социум. Часто слышу: «А вдруг он(она) будет двоечником, я этого стыда не перенесу». Действительно, в этот период родители показывают социуму, насколько они хорошие родители и получают оценку своей родительской компетенции в виде похвалы или критики со стороны учителей. Зачастую родители через детей стремятся реализовать свою нереализованную мечту, настойчиво требуя отличных оценок и навязывая свои интересы.

В общем, период поступления  в школу является достаточно серьезным испытанием не только для самих детей, но и для родителей, и для всей семьи.

А теперь представьте себе, что этот комплект тревог и страхов родители передают детям, не специально, конечно, а в рекомендациях, ценных указаниях, требованиях, тяжелых вздохах, и многими другими способами. И с этим «грузом» ребенок радостно идет 1 сентября в новую жизнь, а после первой четверти  не выдерживает напряжения и подает сигналы SOS  протестами, агрессивностью, плаксивостью, раздражительностью или, наоборот, пассивностью, нежеланием учиться, рассеянностью, отстраненностью.

Итак, проблемы у начинающих школьников могут возникать от тревог, страхов и неоправданных ожиданий родителей. Ребенок смотрит на родителей, учится адаптироваться к среде обитания, подражая родителям и опираясь на установки, ценности, восприятие родителей. Трудно переоценить важность родительского влияния на чувства и поведение ребенка.

Нижеприведенные высказывания помогут родителям лучше понять причины поведения своих детей:

  • Если ребенка критикуют, он учится осуждать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится доверять себе.
  • Если ребенок живет с враждебностью, он учится драться.
  • Если ребенка принимают, он учится любить.
  • Если ребенок живет в страхе, он становится тревожным.
  • Если ребенка признают, он учится ставить перед собой цели.
  • Если ребенка жалеют, он учится жалеть.
  • Если ребенка одобряют, он учится любить себя.
  • Если ребенок живет с ревностью, он учится испытывать вину.
  • Если ребенок живет с дружелюбием, он узнает, что мир- хорошее место для жизни.

Если эти слова заставили Вас, читающих эту статью родителей, задуматься, то важный  шаг навстречу своим детям Вы сделали.

Лучший способ от волнений и тревог – знать, что делать. В поддержку родителей и детей работает группа психологической подготовки к школе «Уроки для жизни и школы»

Это  занятия помогут Вашему ребенку  находить друзей,  заявлять о себе, лучше понимать себя и других людей, справляться с трудностями, развить свои способности к обучению, при этом оставаясь радостным, активным, любознательным.  Родители лучше узнают своего ребенка, его особенности, сильные и слабые стороны, научатся строить отношения с ребенком, получат поддержку и понимание.  Вместе мы поможем   ребенку стать учеником, а родителю – оставаться любящими, чуткими, принимающими и терпеливыми.

Детский психолог, музыкотерапевт, Кузьмичёва Ирина

Дополнительная информация и запись 8918-528-21-44

Мне интересны ваши вопросы и комментарии, я обязательно отвечу Вам!

 

 

Bookmark the permalink.

Comments are closed.